Философия японского сада |





Философия японского сада: невысокие растения с учетом их роста и цветения

Вы в сад ко мне зашли

Полюбоваться вишнею цветущей.

Я рад.

Когда цветы осыпятся,

Скучать я буду.

(Отикоти Мицунэ)


Найти правильное решение проблемы или отдохнуть и поразмыслить, японцы предпочитают в саду, будучи  уверены, что природа – это идеал для подражания, что в ней философия жизни, и человеку нужно лишь понять ее.

Философия японского сада
Вот расцвела в саду моём гвоздика,

Что посадила милая моя,

Мне говоря:

«Когда настанет осень,

Любуясь на неё, ты вспоминай меня!»

(Отомо Якамоти)

Стремление приблизиться к природе и привело японцев много веков назад к созданию садов своеобразного стиля.

Философия японского сада: стремление приблизиться к природе
Верно, кто-то возле водопада

Обрывает нити ожерелий, —

Сыплется все время белый жемчуг

На края цветные

Рукавов атласных…

(Аривара Нарихира)

Японцы любят подолгу смотреть на камни и воду, которые, по их мнению, обладают магической силой. Неотрывное созерцание и любование красотами природы позволяет забыть о тяготах обыденной жизни, расслабиться и прийти к душевному равновесию.



Философия японского сада: закрытость от внешнего мира бамбуковыми изгородями или калитками
Право, приятно,

Когда просидишь целый день

Дома за книгой,

Вдруг у ворот услыхать

Близких друзей голоса.

(Татибана Акэми)

Японский сад – это небольшой уголок естественной природы, состоящий из пяти компонентов: духовного – идеи – и четырех материальных – камней, воды, растений и архитектурных элементов, обозначающих связь человека с природой. В основе идеи создания японского сада заложены понятия восточной религии и философии, что выражается в различных композиционных решениях. Это и сад холмов, прудов и островов, это также место для проведения чайных церемоний, для прогулок, философский сад и другие японские сады с разной степенью сложности.

Все японские сады объединяют общие черты: отсутствие прямых линий и симметрии (извилистые тропинки или ручей не должны разделять сад на равные симметричные части); соединение статических и динамических деталей; обязательное наличие камней, гальки, мхов; невысокие растения с учетом их роста и цветения; преобладание растений зеленого, серого и коричневого цветов; камерность сада, закрытость от внешнего мира бамбуковыми изгородями или калитками, что означает отделение от мира суеты и повседневных проблем.

Философия японского сада: это место покоя и медитации
Тишина вокруг.

Погружается лист каштана

в ручей прозрачный.

(Сёхаку)

Для японского сада выбирают уголок уединенный, скрытый от глаз соседей. Это место покоя и медитации. Его желательно отделить живой изгородью, посадив, к примеру, кизильник блестящий или спирею острую.

Философия японского сада: преобладание растений зеленого, серого и коричневого цветов
В этом мире

Горестей поросль густа,

Но в зарослях бамбука

Страннику сыщется ночлег,

Привидится любимая во сне

(Фудзивара-но Тосинари)

Камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Ян, а вода – ее быстрые реки, тихие озера – символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь. Согласно древнему космогоническому дуализму, их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира.



Философия японского сада: обязательное наличие камней, гальки, мхов
Ах, сколько б ни смотрел на вишни лепестки

В горах, покрытых дымкою тумана, —

Не утомится взор!

И ты, как те цветы…

И любоваться я тобою не устану!

(Ки-Но Томонори)

Используя камни, можно создать горный пейзаж с водопадом, ручьем, или даже целое озеро с островами. При этом большой камень изображает гору, вертикально поставленный – крутую гору, маленькие камешки – водопад или тропинки, гравий – море и озеро, а речная галька – реку. Композиция состоит чаще из нечетного числа камней. Располагают их одиночно или по 3-5, чтобы создать картину обрушившейся горы. Вода в японских садах означает жизнь и очищение, а ее журчание напоминает о скоротечности времени. Переброшенный через пруд или ручеек горбатый мостик, как и тропинка, – это путешествие по жизни, переход от одного мира к другому.

Философия японского сада: Композиция с камнями №2
Унылый сумрак.

Солнце спряталось между камнями

На мертвом поле.

(Бусон)

Конфигурация водоемов обычно имеет неправильную форму. Извилистый берег, разбросанные в беспорядке речные камни, а также отражение в водной глади прибрежных растений вместе создают иллюзию естественного водоема. Если есть трудности с водой, устраивают «сухой ручей», где течение воды имитируется маленькими камнями.

Философия японского сада: Композиция с камнями №3
Горный ручей

Бежал все тише, все тише…

Ледок на дне.

(Бусон)

В отличие от камней, означающих неизменность и постоянство, растения, согласно восточной философии, помогают увидеть перемены в природе. Только после расстановки камней определяют положение кустарников и деревьев в саду.

Философия японского сада: Растения помогают увидеть перемены в природе
Меня ты любила —

На память об этом

Цветы нежные фудзи, что льются волною,

ты тогда посадила у нашего дома,

А теперь — полюбуйся их полным расцветом!

(мабэ-но Акахито)

При подборе растений важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры. Недопустимы колонновидные, пирамидальные, разросшиеся произвольно растения. Японский сад должен быть всегда ухожен и привлекателен, потому лучше отдать предпочтение вечнозеленым растениям.


Если в саду предусмотрено пустое пространство «ма» («пустота» – ключевой элемент японского садового искусства), то оно может быть покрыто мхом или ковром из седумов. Это пространство обычно создает перспективу для более высотных композиций, например холмов, на склоне которых одиночно или небольшими группами высаживают низкорослые деревья и кустарники, которые легко формировать, придавая горизонтальную или плакучую форму.

Философия японского сада: Одиноко стоящая сосна – любимое растение японского сада
Все сосны в горах

Уже обрели очертанья,

И ветви видны

До самой последней иголки, —

Луна осенней ночи…

(Кагава Кагэки)

Среди больших камней, особенно возле вертикально установленного камня – «скалы», хорошо смотрится одиноко стоящая сосна – любимое растение японского сада, символизирующее долголетие, или же сосна в композиции с можжевельником. Необычайную форму или текстуру природного валуна может дополнить красота пионов, рододендронов или хризантем.

Вдоль русла сухого ручья обычно сажают молодило, тимьян, а также кусты барбариса, к примеру Тунберга «Ауреа» с лимонно-желтыми листьями, осенью желто-оранжевыми.

.