Как можно пенсионерам и студентам заработать на выборах 2018 |





Как можно пенсионерам и студентам заработать на выборах 2018Как можно пенсионерам и студентам заработать на президентских выборах 2018 года? На что претенденты на президентский пост тратят деньги и кто может их заработать?

Как можно пенсионерам и студентам заработать

на выборах 2018

О том, на что претенденты на президентский пост тратят деньги и кто может их заработать, АиФ.ru рассказал руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

Екатерина Барова, АиФ.ru: На что кандидаты тратят такие деньжища — сотни миллионов рублей?


Николай Миронов: Денег на предвыборные расходы у них не так много, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, кандидаты покупают эфирное время на негосударственных каналах и печатные площади в газетах. Плюс расходы на выпуск листовок, найм людей, которые будут их разносить, аренду помещений для встреч с избирателями. Есть банальные транспортные расходы, чтобы доехать до избирателей и встретиться с ними… Сейчас модно стало ещё и в Сети рекламироваться — кандидаты делают всякие анимашки, мини-ролики, нанимают блогеров. (Известно, например, что ставку на соцсети сделал даже штаб коммунистического кандидата Павла Грудинина: там покупают более или менее раскрученные паблики «ВКонтакте» с целью их превращения в агитационные. Специалист по продвижению в соцсетях Андрей Шербин утверждает, что кандидат от КПРФ на пиар в Сети уже потратил минимум 20 млн рублей — Прим.авт.).

Довольно большая часть расходов приходится на избирательный штаб: политтехнологов, медийщиков, дизайнеров, административный персонал и т.д. Нужны, например, юристы, потому что по ходу кампании возникает много вопросов: законная или незаконная агитация и пр. Дизайнеры, режиссеры, монтажёры и прочие узкие специалисты могут быть востребованы для изготовлении печатных и видео агитматериалов.

Ещё одна статья расходов — сбор подписей. Зарплату платят не только сборщикам, но и тем, кто проверяет каждую подпись. На это всё уходит примерно 100 млн рублей.



Доверенные лица тоже иногда могут что-то получать, хотя и неявно. К слову, об использовании средств из неофициальных источников. Это не совсем законно, но доказать что-либо в такой ситуации очень сложно. В этом «теневом» бюджете заложены зарплаты, которые платятся наличными и на порядок выше официальных. Таким образом что-то доплачивается специалистам — политологам, социологам и т.д.

— А блогеры получают из легального бюджета или вся агитация в Сети оплачивается налом?

— Вполне возможно официальное оформление, заключение договоров и т.д. Тут есть нюанс: если текст чисто агитационный, то его, конечно, легально оплачивают, чтобы потом не было претензий у конкурентов и ЦИК. Но тексты же бывают разные. Если пишется какой-то негатив на оппонентов, или раскручиваются те вопросы и проблемы, которые затронуты в программе кандидата без упоминания фамилии, то здесь возникает широкое поле возможностей, чтобы нанять людей не за счет официального избирательного фонда. Блогеры с именем, лидеры общественного мнения стараются прямо не работать на того или иного кандидата. Обычно это делается более или менее завуалировано: идёт сравнение кандидатов, обсуждаются какие-то пункты программ и в таком контексте можно выгодно «подсветить» конкретного политика.

— А на чём в этой кампании могут заработать простые люди, далекие от медиабизнеса и пр.?



— Сбор подписей уже позади, но сейчас горячая пора у тех, кто пойдет работать агитаторами. Нужны люди на раздачу листовок, те, кто разносит их по почтовым ящикам, клеит на подъезды и т. д. На роль агитаторов чаще приглашают людей среднего возраста и преимущественно женщин, а вот на пикеты и расклейку — молодежь. Кстати, школьники (до 18 лет) не могут участвовать в этой работе по закону. Пенсионеры у нас довольно бойкие, всегда востребованы, и поэтому некоторые иногда умудряются работать на два штаба. Если агитатора берут на оклад, то платят примерно 25-35 тысяч рублей в месяц. Но часто за разноску или расклейку продукции идет разовая оплата. Четких расценок нет, тут кто как договорится. Отдельно оплачиваются опросы: из расчета от 100 до 800 рублей за одну анкету. Эту работу обычно поручают студентам — они обходятся дешевле. Еще один вариант трудоустройства — наняться на поквартирный обход избирателей. Эта технология агитации —»от двери к двери» — сейчас очень часто используется. Тут, конечно, надо уметь звонить людям в двери и рассказывать о программе своего кандидата, его достоинствах и т.д. Работа нервная, психологически тяжелая — могут ведь и «послать», но и оплачивают ее лучше.

— Есть ли у граждан возможность подзаработать, войдя в состав избирательной комиссии?

— Постоянные члены комиссий назначаются на 5 лет, все составы УИК уже сформированы. Но возможность для заработка все-таки есть. Сами кандидаты назначают в УИК наблюдателей и членов комиссии с совещательным голосом. Ставки разные — от одной до двух тысяч рублей, всё зависит от кандидата и региона. За эту сумму надо будет в день выборов прийти в 7 утра, вместе с комиссией осмотреть урны для голосования, чтобы ничего не было вброшено. В течение дня нужно сидеть на участке и следить, чтобы голосование шло без нарушений закона. А после закрытия участка присутствовать при подсчете голосов и подписании протокола. Аналогичная история — с территориальной избирательной комиссией. Там тоже сидят члены комиссии с совещательным голосом и наблюдатели.

Наблюдателей всегда не хватает, здесь очень высокая текучка. Так что немного подзаработать на этом поприще вполне реально. Очень часто этим занимаются студенты, пенсионеры. На должности членов комиссии с совещательным голосом спрос меньше — у них больше полномочий, обычно берут людей более опытных. Эта работа сложнее, но и платят за неё лучше.


— К кому из кандидатов лучше идти за заработком?

— Сейчас есть несколько штабов с хорошо развитыми партийными сетями. У них уже имеются базы контактов агитаторов, сборщиков, наблюдателей — причем многие работают не за деньги, а за идею. Но есть и кандидаты без такого багажа, у них в штабах можно найти подработку. Например, у Ксении Собчак. В ее региональных штабах, я полагаю, вакансий гораздо больше, чем у других. Павел Грудинин и Владимир Жириновский опираются на большой партийный актив, хотя, скорее всего, и там дополнительные люди для «полевой работы» потребуются. Причем, по моим данным, в ЛДПР платят щедрее. Со штабами Владимира Путина, в общем-то, всё понятно: там в работе весь актив «Единой России», региональные общественные организации — дефицита в кадрах нет.

— Для кого ещё есть возможности на этих выборах?

.